Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа

Ямальский туризм будут развивать по новой «дорожной карте»

15 Апреля 2019
36
2

Все больше путешественников стремятся попасть в Арктический регион, хотя конкурентов – территорий с белым снегом, оленями и полярным сиянием – достаточно. Что интересного готова предложить автономия завтра?

Для обновления планов по развитию туристической сферы в Салехарде собрали свыше 70 местных и федеральных экспертов. В ходе двухдневной стратегической сессии представлена статистика: в 2017 году на Ямал приехало 141,7 тысячи туристов, а в 2018 году этот показатель вырос до 172 тысяч человек. При этом число иностранных туристов, прибывающих в ЯНАО, стало больше почти в 4 раза. 

Все едут за базовыми достопримечательностями – нетронутая цивилизацией природа, северное сияние, самое большое стадо оленей. Тот же набор у наших соседей, которые ближе к мегаполисам. В Карелии пятый год подряд принимают свыше 700 тысяч путешественников, Архангельская область, по данным 2017 года, – 383 тысячи. Даже в Красноярском крае цифры выше: больше 600 тысяч туристов ежегодно. Как выдержать здоровую конкуренцию?

Ради Сабетты – без «сторис»

Справедливости ради стоит отметить, что за громким «нам нужен турист» стоит желание не увидеть конкретные группы с рюкзаками, а увеличить экономический эффект, который возлагается на их присутствие. 

Тут стоит открыть федеральную повестку. По словам министра экономического развития РФ Максима Орешкина, в чьем ведении сейчас пребывает сфера путешествий и гостеприимства, в ближайшее время отрасль получит дополнительные вливания в 100 миллиардов рублей. А ее доля в национальном ВВП к 2024 году должна возрасти с существующих 5 % до 11 %, как в большинстве европейских государств и только в некоторых регионах России. 

Туристический поток на Ямал, по словам руководителя окружного департамента по туризму и молодежной политике Наиля Хайруллина, стабильно растет на 20 % ежегодно. К 2021 году есть все шансы взять планку в 200 тысяч гостей. И не только благодаря популярным Дням оленевода и Полярному Уралу, притягивающему экстремалов. 

– Предстоит большой пласт работ по промышленному туризму: то, что сейчас демонстрируют магнитогорский и тагильский заводы. Есть те, кто готов лететь к нам, чтобы увидеть Сабетту. И со временем это может стать серьезным туристическим маршрутом, охватывающим большой поток людей, – рассуждает Наиль Хайруллин.

Специфический туризм только начинает набирать обороты в России. В отличие от классического этнографического и культурного он имеет множество запретов: сделать ту же фотосъемку на стратегическом производстве просто так не дадут. Но, согласитесь, не на пустом месте работает поговорка: лучше один раз увидеть… Поэтому непременно найдутся те, кому нужно своими глазами увидеть, где и как бьется энергетическое сердце страны. Пусть это и не попадет в «сторис» соцсетей.


Наиль Хайруллин: «Наша цель – чтобы при слове «Арктика» турист вспоминал не Архангельск и Карелию, а Ямал!»

Архитектура как магнит

Сравнивая местные условия с федеральными трендами, нельзя снимать со счетов так называемый «приход на культурное наследие». Это монастыри, дворцы, усадьбы… 

Только как быть тем, у кого за окнами не Кижи и даже не Аркаим (его посещают в среднем 20 тысяч туристов в сезон. – Прим. авт.)? Тогда необходимо показывать то, что есть, и подчеркивать особую историческую значимость данного строения в конкретно взятой локации, считает ведущий российский эксперт по краудсорсингу и маркетингу территорий Константин Гаранин.

С его позицией «не всё должно быть уникально, турист идет на подобное» совпадает мнение руководителя службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО Елены Дубковой: «Человеку всегда интересно посмотреть и сравнить! Вот только чтобы было что и с чем сравнивать в том же Салехарде, нужно вовлечь бизнес в реконструкцию архитектурных объектов». 

Подобный опыт в окружной столице есть. Дом купца Терентьева, построенный в 1898 году, отреставрирован в 2016 году и пользуется вниманием не только гостей, но и самих салехардцев. 

Такие культурные точки притяжения можно взращивать и в дальнейшем. Например, поддержки ждет дом купца Корнилова – кто бы выкупил находящееся в частной собственности здание и вложил в него деньги и душу?.. Тогда работать «магнитом» и зарабатывать могла бы не только новая «древность», но и пекарня, в которой делают хлеб по старым обдорским рецептам.

Цифра для нового поколения

О том, какими будут туристические маршруты Ямала, стоит задумываться не только тем, кто ведет путешественника за руку, но и всем сопричастным. Тем, кто кормит гостей, устраивает на ночлег. И возит из одного места в другое.

Никуда не уйти от цифровизации. В Европе уже применяют очки 3D-реальности, чтобы, валяясь на лужайке перед усадьбой, проследить за прогулкой по здешним местам виртуально. Почему бы ямальским туристам не дать возможность наблюдать каслания, нежась в чуме на оленьей шкуре и попивая вкуснейший чай?..

Подстраиваться придется и под новые поколения – Y и Z. Да-да, это те самые яркие молодые люди, которые сейчас устраивают чайные и музыкальные сейшены где-то на подступах к Байкалу и «Розе Хутор», и совсем скоро они могут добраться и до Полярного Урала. Рожденные с планшетами в руках, они не готовы переплачивать ни за VIP-места в самолетах, ни за звезды гостиниц. Именно они отказываются от дорогостоящих квартир в пользу апартаментов и хостелов, чтобы жить не в угоду чьим-то интересам, а заниматься самореализацией, в том числе через познание мира, путешествия. 

Значит, нам нужно еще больше новых маршрутов и новых идей, которые могли бы пора-зить воображение, дать максимум впечатлений с минимальными финансовыми затратами. 

Что именно из прозвучавшего в рамках двухдневной сессии пригодится отрасли в перспективе, узнаем скоро. «Дорожную карту» ямальского туризма обещают представить публично